Что такое дислексия и дисграфия.

Дислексией называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Обучающиеся с дислексией, допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них низкая, меняют буквы местами, пропускают начальные слоги слов, переставляют их, с трудом понимают прочитанное. Дислексия может проявляться по разному, от одного перечисленного нарушения, до всех вместе. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им даются с трудом. Важно помнить, что ребенок с дислексией не ленится, он действительно не может это сделать, и ему нужна специальная коррекционная помощь и поддержка родителей.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк, они не могут запомнить правила оформления предложений, написания слов в предложении, все слова, очень часто, пишутся слитно. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь”, не «видят» лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий, повторяющийся характер.

Типичные ошибки при дисграфии:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З;
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии тяжело дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются между собой, так и с другими фонемами. Ребенок, как будто на слух не различает, что – же говорит педагог. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. При дисграфии характерны ошибки застревания: “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), упреждение: “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
5. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка слышать и передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
6. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; (образ буквы) двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (запись буквы).

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь, не понимает значения слов, и одно слово по значению накладывается на другое (уточка — удочка).

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно услышать определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, получившие ранее логопедическую помощь в саду, но имеющие смазанную, нечеткую речь.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания (графемы). Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравномерное развитие полушарий мозга. Центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правое полушарие мозга отвечает за предметные символы, зрительные образы. Нейрофизиологическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков.

Зеркальное письмо, как один из видов дисграфии, наблюдается при разных расстройствах, но одной из причин может быть явное или скрытое левшество.

Нарушение чтения и письма чаще становится очевидным ко 2-му классу, но явные, резкие признаки дисграфии и дислексии становятся явными к середине первого года обучения. Естественно, что эти признаки игнорировать и ждать пройдут или нет, опираясь на общепринятые нормы нельзя, соответственно коррекционную помощь обучающиеся должны получать вовремя.

При дисграфии и дислексии, ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия и дисграфия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Причиной дисграфии может стать двуязычие в семье, при этом у ребенка, будут наблюдаться и трудности освоения родной письменной речи.

Дислексия и дисграфия – это состояния, для определения и устранения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.