У обучающихся первых классов, по результатам входящей диагностики, проводится коррекция звукопроизношения, только до этапа постановки и начальной автоматизации звука. Окончательную автоматизацию поставленных звуков, проводят родители, после консультации с логопедом. Одной из основ постановки звуков, является умение ребенка выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Отработка упражнений артикуляционной гимнастики проводится как на логопедических занятиях, так и многократно повторяется дома, с родителями перед зеркалом. Каждое упражнение повторяется по три — четыре раза. Упражнение «лопатка» делается один раз под счет до 10. Приготовьтесь к тому, что ребенку быстро это надоест, необходимо продумать систему поощрения и похвалы.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
- Начинаем с упражнения » Бегемотик» — широко открыли ротик как голодный бегемотик.
- Далее » Улыбочка» и «Хоботок». Губки тянем вперед, удерживаем пару секунд, «хоботок» затем «улыбка». Сначала делаем по одному упражнению, далее в паре, чередуем.
- «Лопатка» Язык удерживаем на нижней губе, язык не шевелится. Если тяжело, можно под язык подложить салфетку.
- «Часики» — кончик языка отклоняется влево и вправо.
- «Змейка» — язычок — как язык змейки.
- «Киска сердится» — кончик языка удержать за нижними зубками, спинку языка выгнуть вперед. Когда последние три упражнения будут получаться, попробовать их делать вместе, «часики — змейка — киска сердится»
- «Качели» — язычок поднимается к верхним зубкам, опускается к нижним. Рот открыт, чем шире рот, и выше амплитуда движения языка, тем лучше.
- «Чашечка» — язычок как чашечка, поднимается и прячется за верхними зубками.
- «Маляр» — » красим» кончиком, язычка нёбо. Как удобно ребенку, можно от зубов и вглубь, можно наоборот.
- «Индюк» облизываем язычком верхнюю губу пытаемся говорить бл, бл.
- «Дятел» — легкое упр. Кончик языка за верхними зубками, рот слегка открыт, повторяете звук дддд. Язык напряжен.
- «Лошадка» цокаем язычком, как лошадка цокает копытом. Рот открыт, нижняя челюсть не работает, работает только язык, он присасывается к небу и с цоканьем отрывается.
Рекомендуемая литература: Репина З.А, Буйко В.И. «Уроки логопедии».